Fitnes-tomsk.ru

Красота и Здоровье
132 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности самоидентификации личности в молодежной среде

Особенности самоидентификации личности в малой группе. Модель уровней самоидентификации личности

Популярные материалы

Today’s:

Особенности самоидентификации личности в малой группе. Модель уровней самоидентификации личности

Ручка «Помада».
Шариковая ручка в виде тюбика помады. Расцветка корпуса в ассортименте, без возможности выбора! 25 руб Раздел: Оригинальные ручки

Ручка «Шприц», желтая.
Необычная ручка в виде шприца. Состоит из пластикового корпуса с нанесением мерной шкалы. Внутри находится жидкость желтого цвета, 31 руб Раздел: Оригинальные ручки

Фонарь желаний бумажный, оранжевый.
В комплекте: фонарик, горелка. Оформление упаковки — 100% полностью на русском языке. Форма купола «перевёрнутая груша» как у 87 руб Раздел: Небесные фонарики

Модель уровней самоидентификации личности М. А. Щербаков Проблема самодентификации личности традиционно занимала умы ведущих представителей целого ряда психологических школ. Самоидентификация тесно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме и, соответственно, с проблемами личностного развития и взаимоотношений. С другой стороны, самоидентификация тесно связана с социальными стереотипами, — это своего рода мост между личностной и социальной психологией, между индивидуальным и социальным. В кластерной модели сознания каждый кластер является своеобразной антенной, работающей и “на прием” и на передачу” . Эта особенность позволяет рассматривать своего рода макросоциальные резонансы определенных структур сознания. Таким образом, взяв за основу базовую модель и идеологию КТИ, мы можем предложить совершенно новый подход к исследованию самоидентификации личности. Этот подход тем более интересен, что позволяет включить в общую интегрированную модель как “поверхностные” социальные взаимодействия так и глубинные уровни сознания. Основные понятия Идентификация — уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо (Психологический словарь). Под самоидентификацией (СИ) мы будем понимать именно отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом и т. д. Например, я — инженер; я — отец; я — мужчина и т. д. Самоидентификация тесно связана с моралью. Одной из наиболее значимых мотиваций выполнения моральных норм или соблюдения взятых на себя обязательств является именно сохранение своего идентификационного статуса. Слово офицера, слово дворянина, честное купеческое. “Так себя порядочные женщины не ведут”, “ты мужчина или кто?” — примеры таких ситуаций. Если я не выполню этого, значит, я не настоящий офицер (дворянин, купец, женщина, мужик.), другие не будут относиться ко мне как к настоящему офицеру (купцу, женщине.), и сам я не буду чувствовать себя достаточно уверенно в этом качестве. Интересно в этой связи задать вопросы: “Почему же мы с такой регулярностью нарушаем честное пионерское и другие не менее честные слова?”, “Как сделать, чтобы мои коллеги, сотрудники, члены семьи, я сам этого не делали?”. Об этом немного позже. Несколько определений Любое прямое утверждение, непосредственно определяющее самоиндентификацию, мы будем называть позитивной идентификацией. Например: “я — инженер”; “я — русский”. Любое прямое отрицание такой идентификации — негативной идентификацией. Например: “я — не рабочий”; “я — не русский”; “я — не девушка”; “я вам не мальчик”. Утверждение, которое декларируется как прямое, но так, что при этом подразумевается негативное, назовем инверсной идентификацией: “я — инженер” (может быть техник или ученый или начальник, не так важно, главное, что не рабочий или человек физического труда); “я — русский” (может быть, немного татарин, но точно не еврей или не кавказец) и т. д. Уровни самоидентификации Исходя из кластерной модели сознания , введем модель уровней самоидентификации. Как будет ясно в дальнейшем, семь уровней СИ (рис. 1) непосредственно связаны со структурой сознания. Социально-профессиональный уровень определяется утверждениями типа: я — инженер; я — профессор; я — богатый; я — уважаемый гражданин и т.

Умение общаться обществознание. Умение общаться

Жизнь современного человека невозможна без общения. Во все времена люди всегда стремились найти общий язык друг с другом. Именно общение является необходимым атрибутом в жизни человека. Умение общаться относится к общей культуре человечества. Владея этим искусством, человек в состоянии решить множество проблем. Существуют определенные условия успешной коммуникации. Если эти условия не будут соблюдены, то и наши проблемы не решатся положительно. Вот почему искусству поддерживать диалог нужно обучаться.

Существуют различные технологии эффективного общения. Все знают, что умение поддерживать разговор – это путь к успеху. Интеллигентные люди уверены, что сложнее научиться находить общий язык с окружающими, чем овладеть какими-либо определенными навыками в профессии.

Главные условия успешного общения – это искренне интересоваться собеседником и стремиться получить удовольствие от восприятия его речи. Показное внимание здесь не годится. Благодаря этим условиям, ваш собеседник станет общаться с вами более откровенно и заинтересованно. Следует стремиться завоевать его симпатию и интерес, приложить максимум усилий, чтобы во время разговора установить взаимопонимание. Это и есть основные составляющие в процессе коммуникации.

Умение общаться – это и умение слушать. Говорят, что люди предпочитают хороших слушателей хорошим ораторам. Все знают, что далеко не каждый человек способен выслушать собеседника. Тем не менее, умение слушать – это одно из основных правил общения, которое высоко ценится. Если вы хотите стать приятным собеседником для открытого и доверительного общения, будьте и внимательным слушателем. Именно этого качества не хватает многим! Даже если вас не устраивает точка зрения собеседника, постарайтесь принять ее как один из вариантов возможного решения вопроса. В этом случае успешное общение вам гарантировано.

Улыбка. Что она означает в жизни человека? Во-первых, улыбка продлевает жизнь. Это общеизвестный факт. Улыбка бывает разной. Неискренняя улыбка не способна положительно влиять на здоровье человека, а главное, на успешное общение с окружающими. Она является отражением гармонии человека, позитивного отношения к жизни и оптимизма. Из этого следует вывод, что улыбка – это один из простых способов произвести хорошее впечатление на собеседника и расположить его к доверительной и приятной беседе. Можно сказать, что это тоже умение общаться друг с другом. Если человек улыбается неискренне, тогда у собеседника остается единственный выход – не общаться больше с ним, так как тот, кто настроен недоброжелательно, рано или поздно покажет свое истинное лицо. Не забывайте, что искренность украшает наш мир и наше общение.

Технологии эффективного общения приводят к достижению определенных целей. Они помогают добиваться взаимного понимания и превосходства в процессе переговоров, а также позволяют овладеть инициативой в споре. Очень действенным оказывается умение выражать свой восторг собеседником. Поверьте, человек оценит по достоинству тот факт, что вы искренне им интересуетесь и восторгаетесь его положительными качествами, определенными знаниями или умениями. Достичь желаемого в этом случае вам будет намного проще.

Одним из основных условий эффективного общения являются знания. Знания – это сила. Они должны перерасти в мудрость, в первую очередь для того, чтобы вы сумели воспользоваться полученной информацией в нужный момент. В процессе общения вы можете применить ваши знания во благо, а ваша сила в том, что, владея ими, вы можете использовать ситуацию в вашу пользу.

Итак, умение общаться – признак хорошего воспитания. Верьте в себя, познавайте себя, и у вас обязательно все получится!

Особенности самоидентификации личности в молодежной среде. Доклад: Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества региональный аспект Самоидентификация личности

Фомина Татьяна Анатольевна

Читать еще:  Одежда для похудения отзывы

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

доктор философских наук,

профессор Г.Д. Гриценко

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКЛЬТУРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА

1.1. Самоидентификация личности как объект социологического анализа

1.2. Социокультурный аспект самоидентификации личности

1.3. Понятие «студенчество» в контексте социологии культуры

ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

2.1. Основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в регионе

2.2. Самоидентификационный портрет студента Ставропольского края

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы, затронувшие российский социум в конце ХХ – начале ХХI вв., обусловили необходимость научного осмысления проблем социокультурной самоидентификации личности в условиях социальных перемен.

В настоящее время российское общество представляет собой мозаичное идентификационное пространство, предоставляющее множество вариантов идентификационных стратегий и способов социальной самоидентификации личности и требует специального социологического исследования, учитывающего влияние как внешних социокультурных детерминант, так и внутренних индивидуально-личностных факторов.

Современное российское общество находится в высокоактивной стадии социальных трансформаций. На формирование идентификационных предпочтений современных россиян непосредственное значение оказала ушедшая в прошлое советская идентичность, поскольку девальвация прежних идентификационных рамок породила феномен массового «поиска идентичности». Современный социокультурный контекст идентификационных процессов детерминируется рядом специфических черт, среди которых наиболее значимыми являются: распад советского идентификационного пространства, реорганизация политических и экономических структур, усложнение социально-стратификационной системы общества, расширение рамок социального взаимодействия, нарастание информационных потоков, культурное многообразие, а также глубокая модификация нормативно-ценностной системы и моделей социального, экономического, политического поведения. Эти и другие факторы обуславливают нестабильность и аморфность социокультурной среды, к которой современные россияне вынуждены адаптироваться. В данных условиях социокультурная идентификация личности приобретает преимущественно адаптивный характер, что проявляется в структуре идентификационной иерархии и механизмах формирования социальной идентичности и требует специального детального социологического анализа.

Информатика.компьютерная графика

суббота, 13 декабря 2014 г.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Ученые сделали вывод, что на все 100% у человека всего 2 врожденных качества.
Первое врожденное качество, которое приобретает человек — это абсолютное бесстрашие, которое свойственно новорожденным детям. Он и правда ничего не боится. Просто нет причин для этого — еще не встретил то, что способно напугать. Второе врожденное качество, которое отмечают ученые — это полная непосредственность. В раннем детстве дети непринужденно разрисовывают обои, совершенно не заботясь о том, как отнесутся к этому окружающие. Эти качества закладывает сама природа.
Вы возвращаетесь к этим основам и в зрелом возрасте, когда вы окружены людьми, которым вы доверяете и чувствуете себя в безопасности. Вы снова становитесь открытыми, бесстрашными и непосредственными. Это идеальные условия для счастливой жизни.
В детстве на нас сильно действует то, что говорят и делают наши родители. В это время ребенок усваивает две основные негативные модели поведения, которые мешают жить в дальнейшем.
Первая — это подавляющая модель. Эта модель рождает страх перед риском, потерей и поражением. Дети всегда пытаются вначале постичь окружающий мир — потрогать, пощупать, вкусить. Но реакция родителей на это желание зачастую отрицательная — кричат, ругают, шлепают.
Для детей важна любовь, также как для цветов вода. Она важнее, даже больше, чем пища. Нарушение естественного течения любви вызывает страх у детей. Психологи считают, что большинство проблем во взрослой жизни связаны с нехваткой любви в детстве.
Под способностями ученые понимают особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный природный фундамент, который называется задатками.
Самые важные способности людей — умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называют интеллектом.
Талант — это очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности.
Гении — это особенно талантливые люди, приносящие что-то новое в жизнь людей.
Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Генетика спорта еще мало изучена. Не так уж много ее достижений можно сейчас использовать в теории и практике отбора. Тем не менее незнание ее элементарных законов недопустимо для спортивного педагога. Значительное количество ошибок отбора и воспитания спортсменов происходят из-за недоучета наследственных факторов.
Не обладая врожденными качествами, подросток настойчиво пытается овладеть вершинами спортивного мастерства в одном из видов спорта. Тренер доволен: его ученик трудолюбив, настойчив, предан спорту. Спортсмен через силу, ценой огромных напряжений мышц и воли, выполняет нормативы, тянется за остальными. Но недолго. Патологические изменения нервной или сердечно-сосудистой системы разлучают его со спортом навсегда.

Однако надо иметь в виду, что приобретенные личностью особенности, которые тренер использует как критерии отбора, имеют по сравнению с унаследованными особенностями, высший характер. И как высшие, они не могут быть заменены низшими (Н. Попов). Эта важная методологическая особенность отбора иногда не учитывается не только практиками, но и авторами теоретических и методических работ.

Информатика.компьютерная графика

суббота, 13 декабря 2014 г.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Читать еще:  Как носят термобелье взрослые

Ученые сделали вывод, что на все 100% у человека всего 2 врожденных качества.
Первое врожденное качество, которое приобретает человек — это абсолютное бесстрашие, которое свойственно новорожденным детям. Он и правда ничего не боится. Просто нет причин для этого — еще не встретил то, что способно напугать. Второе врожденное качество, которое отмечают ученые — это полная непосредственность. В раннем детстве дети непринужденно разрисовывают обои, совершенно не заботясь о том, как отнесутся к этому окружающие. Эти качества закладывает сама природа.
Вы возвращаетесь к этим основам и в зрелом возрасте, когда вы окружены людьми, которым вы доверяете и чувствуете себя в безопасности. Вы снова становитесь открытыми, бесстрашными и непосредственными. Это идеальные условия для счастливой жизни.
В детстве на нас сильно действует то, что говорят и делают наши родители. В это время ребенок усваивает две основные негативные модели поведения, которые мешают жить в дальнейшем.
Первая — это подавляющая модель. Эта модель рождает страх перед риском, потерей и поражением. Дети всегда пытаются вначале постичь окружающий мир — потрогать, пощупать, вкусить. Но реакция родителей на это желание зачастую отрицательная — кричат, ругают, шлепают.
Для детей важна любовь, также как для цветов вода. Она важнее, даже больше, чем пища. Нарушение естественного течения любви вызывает страх у детей. Психологи считают, что большинство проблем во взрослой жизни связаны с нехваткой любви в детстве.
Под способностями ученые понимают особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный природный фундамент, который называется задатками.
Самые важные способности людей — умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называют интеллектом.
Талант — это очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности.
Гении — это особенно талантливые люди, приносящие что-то новое в жизнь людей.
Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Генетика спорта еще мало изучена. Не так уж много ее достижений можно сейчас использовать в теории и практике отбора. Тем не менее незнание ее элементарных законов недопустимо для спортивного педагога. Значительное количество ошибок отбора и воспитания спортсменов происходят из-за недоучета наследственных факторов.
Не обладая врожденными качествами, подросток настойчиво пытается овладеть вершинами спортивного мастерства в одном из видов спорта. Тренер доволен: его ученик трудолюбив, настойчив, предан спорту. Спортсмен через силу, ценой огромных напряжений мышц и воли, выполняет нормативы, тянется за остальными. Но недолго. Патологические изменения нервной или сердечно-сосудистой системы разлучают его со спортом навсегда.

Однако надо иметь в виду, что приобретенные личностью особенности, которые тренер использует как критерии отбора, имеют по сравнению с унаследованными особенностями, высший характер. И как высшие, они не могут быть заменены низшими (Н. Попов). Эта важная методологическая особенность отбора иногда не учитывается не только практиками, но и авторами теоретических и методических работ.

Молодежная субкультура как способ самоидентификации и социализации

Тема неформальных движений и субкультур имеет очень сложную проблематику и актуальна в наше время. Каждому случалось идти по улице, ехать в метро или просто видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Категория «молодежная субкультура» в той или иной форме, всегда присутствовала в жизни человечества. Развитие человеческого рода невозможно без смены поколений. При этом старшие, заботясь о молодых и о себе, создают условия, которые в современном мире получили название «условия для социализации». Сегодня применительно к общественной практике мы говорим о молодежной политике. Таким образом, некорректно говорить о проблемах молодежи в отрыве от общей ситуации развития социальной системы, в которую включены все ее участники. Это всегда взаимоотношения «отцов» и «детей». Молодежную субкультуру нельзя рассматривать вне общего контекста социального, экономического, нравственного, социально-психологического уровней развития общества.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость, незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я — личность», бросить вызов

Появление молодежной субкультуры на макроуровне обусловлено резким увеличением периода обучения, необходимого подрастающему поколению для овладения будущей профессией. Речь идет о необходимом обязательном образовании. Обязательном не в том смысле, что оно навязывается молодому человеку обществом, а в том, что без такого образования этот молодой человек либо вообще не сможет жить в современном обществе, либо столкнется с очень большими трудностями в своей взрослой жизни.

Длительность получение образования, привыкание к состоянию и положению обучающегося оборачиваются у части молодых людей нежеланием взрослеть, а также попыткой выйти из естественного процесса социального взросления. Этому способствует и то, что порог социального детства (санкционированного обществом) смещается в сторону старших возрастных групп, а граница детства в биологическом смысле переживает противоположную эволюцию в результате биологической акселерации молодых людей.

Ускорение темпов жизни рождает чувство эфемерности как нового качества «скоротечности» повседневного бытия, нарастание ощущения мимолетности и непостоянства всего. Если в прошлом идеалами были прочность и долговечность, то теперь господствует принцип «использовал — выбросил», причем этот принцип распространенность на отношение человека не только к вещам, но и к людям, идеям, представлениям, понятиям и т.д.

Молодежь, занимая промежуточное место между детьми и взрослыми, решает для себя проблему самоидентификации, выбора моделей поведения, ценностных иерархий, сценариев разрешения проблемных ситуаций. Но недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде. Ему приходится выбирать среди меняющихся ценностей и целей, число которых при этом неуклонно растет. Поиски человеком себя осложняются изобилием выбора вариантов, динамизмом, новизной.

На это накладывается еще и утрата семьей своих традиционных функций. Раньше господствовало единство семьи и рода, семья обеспечивала ребенка и биологической и социокультурной составляющими его существования. Подросток в семье не только «получал жизнь» как таковую, но и мог в полном объеме овладеть общественно необходимым поведением, принятым в мире взрослых. Благодаря социализирующей функции семьи переход из мира детства в мир взрослых для подростка проходил плавно, был естественным и желанным. В последние десятилетия в обществе семейные структуры стали распадаться, и ориентация семьи перестала быть достаточной для подростка. Появилась необходимость в новой ориентации, которая стала удовлетворяться за счет объединения подростков с ровесниками в гомогенные группы «подобных» или «равных» себе. Часть социализирующих функций перешла в peer groups, которые стали продуцировать собственно молодежную субкультуру.

Читать еще:  Что такое компрессионная одежда

Здесь же следует отметить, что в тех случаях, когда молодой человек должен найти решение действительно важных проблем, роль семьи для него по-прежнему велика. В дополнение к семье как институту социализации, появились другие инстанции, взявшие на себя и те функции, которые семья уже не выполняла. Сработал механизм самосохранения общества. А молодежная субкультура стала одним из проявлений этого механизма, поскольку позволила компенсировать молодым людям то, что им уже не в состоянии была предоставить родительская семья.

«Пробующее поведение» фактически вынужденная форма существования, которая влечет за собой много опасностей (алкоголь, наркотики, другие формы зависимости и т.п.), можно легко социально и нравственно прогореть. Прохождение кризиса идентичности либо способствует обретению «взрослой идентичности», либо вызывает задержки в развитии, то есть формируется так называемая «диффузная идентичность» (патология идентичности).

миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Другое дело, массовая культура – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Все люди похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила, когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре, будь то «косуха» и «козаки» или джинсы и «хайратник».

Психологические механизмы и причины, лежащие в основе поведения молодых людей, неизменны, меняются лишь формы их проявления и возможности удовлетворения тех потребностей, которые сопровождают путь взросления. Знание их необходимо для создания и совершенствования способов управления процессом социализации молодого поколения, грамотной профилактики рисков и опасностей, которые неизбежны на этом пути.

Линия «эпатажа» присуща юношеству в силу его природы, так как молодые не хотят быть похожими на взрослых, им больше нравятся отличия (это уже психологическая закономерность), отсюда поведение, нарушающее общепринятые нормы. Человек выходит в мир, но еще не знает, как себя в нем вести. Можно попробовать многие роли.

Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей в самовыражении, самоутверждении в обществе и невозможности их удовлетворения традиционным путем. Однако для того чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразиеопределенной разновидности молодежной субкультуры. Это единообразие является непременным условием самоутверждения в молодежной субкультуре. Таким образом, развитие личности молодого человека оборачивается его полным отказом от проявления индивидуальных качеств. Причем для молодого человека оказывается вполне достаточным достигнуть определенного возраста, чтобы стать признанным членом молодежной неформальной группы, куда взрослым путь навсегда закрыт.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля за молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Большинство современных исследователей отечественных молодежных движений обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80-90 г.г. Ситуация начала XXI в, когда этот «бум» в основном миновал, изучена меньше. Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных субкультур в провинции гораздо меньше. Это, в известной мере, оправдано, так как субкультурная активность является характерной чертой молодежи больших городов. Наш город – не исключение.

37 социальная безопасность и ее значение

Первая группа ученых (С.З. Павленко, В.Л. Манилов, С.В. Лекарев и др.) считает, что якобы широкое толкование понятия «социальная безопасность» отражает в комплексе все виды безопасности (экономическую, политическую, экологическую, военную и др.) и равнозначно понятиям «национальная безопасность», «безопасность России» и поэтому нет смысла в его употреблении [106, 117, 156].

Вторая группа исследователей (А.Г. Арбатов, Г.В. Брои, С.А. Тюшкевич, А.А. Стрельцов, Н.М. Пожитной и др.) придерживается мнения, что выделение социальной безопасности в узком смысле невозможно или крайне затруднено, так как собственно социальные процессы почти невозможно отделить от экономических, политических, духовно-нравственных, а в литературе часто можно встретить понятия «социально-экономическая», «социально-политическая», «социально-культурная безопасность» и т.д. [1, 19, 199, 210,

Третья группа исследователей (М.Б. Лига, В.Н. Кузнецов, С.И. Григорьев, В.Н. Гусаков, Н.А. Зотова) рассматривает социальную безопасность в сопоставлении понятий «национальная безопасность» и «общая безопасность» [46, 48, 100]. При этом разграничения предлагается проводить по следующим критериям: агент, объект, цели и угрозы безопасности. Так, национальная безопасность в рамках данного подхода понимается как единство внутренних и внешних условий существования государства, гарантирующих ему целостность и исключающих насильственное изменение конституционного строя. Общественная же безопасность есть единство социальных условий, которые обеспечивают достойное выживание, благосостояние и свободу. Как отмечает М.Б. Лига, такое понимание социальной безопасности является не совсем правильным. Во-первых, национальная безопасность понимается здесь очень узко, она отождествляется с государственной безопасностью, иначе говоря, национальная безопасность – это стабильность государства. В результате за пределами безопасности остаются безопасность самого народа, социальных групп, гражданского общества, семьи, личности. Во-вторых, вызывает возражение сочетание понятий «достойное выживание» и «благосостояние», так как непонятен смысл, вкладываемый авторами в это сочетание [

Четвертая группа ученых (В.Л. Манилов, Н.Р. Маликова, В.М. Мирошниченко, А.В. Возжеников и др.) отождествляет социальную безопасность с достойным статусом и гарантиями предотвращения угроз физической и экономической безопасности. Эти гарантии предоставляются государством и общественными институтами. На наш взгляд, данное определение социальной безопасности носит, скорее, правовой характер. В нем сужено понимание угроз социальной безопасности, не раскрыты механизмы обеспечения социальной безопасности .

Кроме того, в настоящее время в рамках разных наук сложились различные подходы к определению понятия «социальная безопасность». В рамках дисциплинарного подхода психология понимает социальную безопасность как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите. Юриспруденция трактует социальную безопасность как систему законов, направленных на защиту жизненно важных интересов личности. В философской науке социальная безопасность определяется как состояние, тенденция и условия развития социума. Политология дает определение социальной безопасности как результата деятельности отдельных систем, направленных на защиту личности, общества

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector