Fitnes-tomsk.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Под слабовыраженным отклонением в психическом развитии понимается

СЛАБОВЫРАЖЕННЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР) — одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с лёгкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и лёгких повреждений.

В центре внимания данного направления — выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обуславливающих компенсаторные возможности ребёнка.

1. Разработка принципов и методов раннего выявления

2. Вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и

методов психологической коррекции;

3. Разработка психологических основ концепции предупреждения и

устранения дисбаланса между процессами обучения и развития и

индивидуальными возможностями детей данной категории.

ЗПР — является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. В популяции учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 – 11 %.

Первой фундаментальной публикацией о таких детях была монография А.Штрауса и Л.Летинен «Психопатология и обучение ребёнка с повреждениями мозга», вышедшая в США в 1947 г., где впервые были описаны особенности таких детей.

Выделив детей, испытывающих трудности в обучении и изучив их истории развития, а также неврологический статус, Штраус и Летинен выявили у них наличие остаточных явлений слабо выраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития, которые, как можно было предположить, и являются причинами их трудностей. → они охарактеризовали этих детей как детей с минимальными повреждениями мозга — помимо трудностей в обучении у них отмечаются некоторые неадекватности в поведении (эмоциональные срывы, гиперактивность) и в то же время относительно высокие (в пределах нормы) показатели выполнения интеллектуальных тестов. НО! Поскольку не всегда имеются доказательства наличия органических повреждений мозга, чаще стал применяться термин «ДЕТИ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ» (определение согласно С.Кирку). Термин «специфические» был предложен, чтобы подчеркнуть отличие этих детей от у/о, от детей с недостатками слуха, зрения, двигательной системы и от случаев первичных нарушений речевого развития.

Среди отечественных психологов корни в изучении данной проблемы в 50 г. в работы Г.Е.Сухаревой и др. отечественных психологов и психиатров.

В своём классическом варианте термин «ЗПР» был озвучен и предложен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С. Певзнер в 60 – 70 годы. В этих работах термин совершенно справедливо звучал как «ВРЕМЕННАЯ ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» — тем самым декларировался тот факт, что через какой-то определённый срок эта задержка компенсируется, ребёнок догонит своих сверстников и его развитие войдёт в нормальное «русло». Т.е. введение этого подхода определило на долгие годы магистральный путь диагностики и коррекции огромного контингента детской популяции. Таким образом, — ЗПР понималась, как замедление темпа психического развития.

В дальнейшем этот подход получил своё развитие в также ставших классическими работах В.И.Лубовского, К.С. и В.В. Лебединских, У.В.Ульенковой и др. В Работах Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой и М.С. Певзнер систематизированы основные варианты ЗПР.

Так, по определению В.В.Лебединского (2003), ПРИ ЗПР — речь идёт лишь о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. НО! — в отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом, В ОДНИХ СЛУЧАЯХ — на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ, — наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.

Определение, применяемое в отечественной специальной психологии, характеризует ЗПР как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. ЗПР — временное нарушение, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребёнка.

ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ЗПР

(по М.С.Певзнер и Т.А.Власовой):

1. Неблагоприятное течение беременности

— болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);

— хронические соматические заболевания матери, начавшиеся ещё до

беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной

— токсикозы, особенно во 2-й половине беременности;

— интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя,

никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов,

— несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

2. Патология родов:

— травмы вследствие механического повреждения плода при

использовании различных средств родовспоможения;

— асфиксия новорожденных и её угроза.

3. Социальные факторы:

— педагогическая запущенность в результате ограниченного

эмоционального контакта с ребёнком как на ранних этапах развития

(до 3-х лет), так и на более поздних возрастных этапах.

Дети с ЗПР составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов для детей с ЗПР.

Расширение сети дошкольных учреждений для этих детей имеет особо важное значение: чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с ними, тем успешнее преодолевается их отставание в развитии.

ОБЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4 – 5 лет, т.е. разница в 2 – 3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. При этом игровая деятельность у детей дошкольного возраста с ЗПР — тоже ещё недостаточно сформирована.

Характерными признаками ЗПР являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребёнка запас знаний и представлений об окружающей действительности, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приёму и переработке перцептивной информации.

Существенным проявлением ЗПР является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех её видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре. По ряду показателей актуального уровня развития дети с ЗПР оказываются часто близкими к у/о. НО! вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности.

Прежде чем описывать общие особенности, необходимо отметить, что состояние (уровень развития) характеризуется ГЕТЕРОГЕННОСТЬЮ и ГЕТЕРОХРОННОСТЬЮ. Это означает, что неравномерность проявления отставания в развитии прослеживается как в том, что у одного ребёнка может быть более выражено отставание в формировании одних функций или процессов, а у другого — других, так и в том, что одни функции формируются с большим опозданием, а другие — с меньшим, приближаясь к срокам формирования, наблюдаемым у нормально развивающегося ребёнка, или совпадая с ними. (Даже у нормально развивающихся детей не наблюдается полного единообразия и сходства по всем качественным и количественным параметрам. Нарушения же развития характеризуются ещё большим разнообразием и разнородностью).

У многих детей с ЗПР к началу школьного обучения имеет место несформированность ВПФ, таких как пространственный и предметный гнозис, праксис, фонематический анализ, динамический и кинестетический праксис, а также функции программирования на смысловом уровне и мнестической деятельности.

Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости и неполноценности от сознания своего дефекта.

У большинства детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других ВПФ. Отличительным признаком также является недостаточность развития тонкой моторики. При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции. В артикуляционной моторике имеет место недостаточность тонких и дифференцированных движений. Некоторые дети затрудняются в восприятии на слух сходных по звучанию фонем, в результате чего недостаточно хорошо понимают обращённую к ним речь. Эти дети, как правило, испытывают наибольшие трудности в усвоении навыков чтения и письма. У большинства детей с ЗПР является выраженное нарушение функций активного внимания (НР: недостаточная концентрация на существенных признаках). Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребёнка. Кроме того, для многих детей характерен ограниченный объём внимания, его фрагментарность, когда ребёнок в определённой обстановке воспринимает лишь отдельные части предъявляемой ему информации. Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования понятий. Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением. У детей с ЗПР наблюдается большая продуктивность непроизвольного запоминания. Недостаточность произвольной памяти в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной её целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Читать еще:  Защемление седалищного нерва гимнастика бубновский

Кроме того, в дошкольном возрасте у них чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, наблюдается перекрёстная или невыраженная латеральность. По мнению некоторых авторов, среди этих детей отмечается некоторое преобладание леворуких и детей с невыраженной латеральностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тестов по основам специальной педагогики и психологии для студентов сгпа

НазваниеТестов по основам специальной педагогики и психологии для студентов сгпа
страница2/3
Дата публикации02.06.2013
Размер447.76 Kb.
ТипДокументы

userdocs.ru > Психология > Документы

Наличие патологических черт характера, социальная дезадаптация человека характерны для …○ слепоты

○ умственной отсталости

Нарушение нормального онтогенеза является…○ асинхронией

○ дефектом

Нарушение эмоционально-волевой сферы относится к категории ______ недостатков.○ соматических;

психических

Нарушения зрения относятся к категории …○ телесных (соматических)

сенсорных

Нарушения опорно-двигательного аппарата относятся к категории …○ социальных

○ сенсорных

Нарушения слуха относятся к категории…
  • сенсорных
  • социальных
  • телесных (соматических)
  • психических
Нарушения, обуслов -ленные патогенными факторами (токсоплаз­моз, краснуха, интоксикация), которые вызывают заболевания у матери в период беременности, относят к …
  • первичным
  • наследственным
  • приобретенным
  • врожденным
Негативные детерминанты это:□ психологические особенности детей с отклонениями в развитии

причины, препятствующие нормальному ходу системогенеза

основные (биологические) нарушения

Недостаток в функции органа человека называется…физическим

○ сложным

Неравномерность развития отдельных интеллектуальных функций является характерной чертой…○ олигофрении в степени идиотии

синдром раннего детского аутизма

○ атрофии зрительного нерва

○ дислалии

Неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития являются существенными особенностями детей с …1) имбецильностью

4) задержкой психического развития

Обучение и воспитание лиц с нарушениями зрения изучает…
  • сурдопедагогика
  • тифлопедагогика
  • олигофренопедагогика
  • логопедия
Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта изучает…олигофренопедагогика

○ тифлопедагогика

Общие закономерности аномального развития были сформулированы…
  • А.Р.Лурия
  • В.И.Лубовским
  • З.Фрейдом
  • Л.В.Занковым
Объектом специальной педагогики является…
  • социализация детей с психическими нарушениями
  • социальная защита людей, имеющих отклонения в развитии
  • специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
  • психологические особенности человека с ограниченными возможностями
Объем, качество и конечные результаты специального образования лиц с ограниченными способностями определяются следующими факторами…□ интегрированным обучением ребенка с ограниченными способностями

□ уровнем материальной обеспеченности семьи ребенка и возможностью оплаты специального образования

характером отклонений в развитии

сохранностью анализаторов, функций и систем организма

временем возникновения и тяжестью нарушения

Обязательными условиями комплексного воздействия при патологии зрения являются…□ достаточная физическая нагрузка

медикаментозное лечение, направленное на улучшение питания клетчатки и стимулирования ее функции

□ использование компьютерных игр

раннее лечение, включая по необходимости, хирургическое

Ограничение объема произвольных движений при ДЦП называется …○ тремором

○ ригидностью

Одним из дополнительных методов исследования в специальной психологии является…1) алгоритм проведения занятий

^ 4) тестирование

Одной из основных задач специальной психологии является…1) внедрение образовательных технологий

2) медикаментозное лечение

^ 3) психологическая диагностика отклонений в развитии

4) хирургическое вмешательство

Олигофрения является выражением …○ парциальной ретардации

○ асинхронии психического развития

○ регресса психических функций

Организации коррекционной работы, направленной на освоение воспитанником норм поведения и жизнедеятельности, требует принцип…
  • педагогического оптимизма
  • необходимости специального педагогического руководства
  • социально-адаптирующей направленности образования
  • развития мышления, языка и коммуникации
Основная роль использования наглядных методов и средств в обучении глухих детей заключается в …1) формировании навыков самоконтроля

^ 2) раскрытии содержания учебного материала

3) развитии слухового анализатора

4) создании мотивации к обучению

Основные параметры дизонтогенеза описал…○ А.Р.Лурия

○ В.И.Лубовский

Основными факторами, приводящими к дисгармоническому развитию, являются○ генетические факторы

диффузные поражения коры головного мозга

○ расстройства общей нейродинамики

○ нарушения анализаторов

Основоположниками отечественной сурдопедагогики являются такие видные ученые, как …^ Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау;

□ М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина;

□ Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков;

□ Л.С. Выготский, В.В. Лебединский

Отклонением от нормы является…аномалия

○ синдром

Отклонения в развитии, вызванные природовыми и постродовыми поражениями организма ребенка, относят к…○ наследственным

○ врожденным

Отсутствие обращения и позднее появление в речи личных местоимений является характерной особенностью …1) афазии

^ 3) синдрома раннего детского аутизма

4) амблиопии

Отсутствие фиксации взгляда на лице другого человека является одним из наиболее характерных проявлений …○ тугоухости

раннего детского аутизма

○ детского церебрального паралича

Патологический характер речевого недоразвития при выраженной речевой недостаточности характеризуется…замедленным темпом речевого развития

□ соответствующим возрасту словарным запасом

□ сохранностью фонематического восприятия

поздним началом речевого развития

Первичные нарушения это:○ малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора

нарушения, возникающие на ранних этапах развития

○ наиболее выраженные нарушения

Первоначально наука «специальная психология» появилась в разделе …○ анатомия;

○ нейропсихология

Первым ученым, выделившим детей с задержкой психического развития в самостоятельную группу, является…○ Д.Дидро

Под слабовыраженным отношением в психическом развитии понимается…○ афазия

○ дальтонизм

Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и …○ особенности дизонтогенеза при каждом нарушении

○ методы и средства выявления этих нарушений

условия, которые способствуют их появлению

○ направленность психолого-педагогических условий

Подростки с ________ акцентуации характера мнительны, капризны, быстро утомляются и раздражаются:астенической

○ астигматической

Позитивные детерминанты это:компенсаторные возможности организма

своевременное коррекционное обучение

□ благоприятный семейный микроклимат

□ причины, создающие оптимальные условия для развития особого ребенка

Полное отсутствие произвольных движений при детском церебральном параличе называется…
  • парезом
  • гипотонией
  • параличом
  • дисграфией
Положение о сензитивных периодах в развитии ребенка лежит в основе принципа …1) коррекционно-компенсирующей направленности

^ 2) ранней педагогической помощи

3) педагогического оптимизма

4) деятельностного подхода в обучении и воспитании

Понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов было обосновано…З. Фрейдом;

К.Д. Ушинским

Понятие «комплекс неполноценности» ввелА.Адлер

○ В.В.Лебединский

Понятие сложного нарушения развития означает…○ глубокое нарушение интеллекта

○ грубо выраженное отставание в развитии

○ воспитание вне педагогического воздействия

сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка

Понятие установленной меры, являющейся средней величиной чего-либо, называется…
  • патологией
  • пограничным состоянием
  • синдромом
  • нормой
Построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма предполагает принцип…○ дифференцированного и индивидуализированного подхода

коррекционно – компенсирующей направленности

○ ранней педагогической помощи

○ развития мышления, языка и коммуникации

Предметом изучения специальной психологии является…○ обучение и воспитание лиц с отклонениями в развитии

○ особенности развития психики детей и подростков с отклоняющимся поведением

развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях

○ особенности развития психики неуспевающих школьников

Предметом специальной педагогики является …○ управление специальными образовательными учреждениями

○ социальная защита лиц с ограниченными возможностями

теория и практика специального образования

○ психологические особенности детей с отклонениями в развитии

При детском церебральном параличе ведущим дефектом являются …двигательные нарушения

○ речевые нарушения

При психолого-педагогическом обследовании неслышащего ребенка важно оценить.особенности игры;

□ уровень развития вербального мышления;

□ уровень развития развернутой фразовой речи;

уровень развития восприятия и наглядного мышления;

Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, когда речь идет о первоначальном формировании утрачено функции целесообразно применять термин…
  • реадаптация
  • реабилитация
  • абилитация
  • компенсация
Причинами задержанного развития выступают (ет):диффузное поражение коры головного мозга

функциональная недостаточность ЦНС

минимальные органические повреждения ЦНС на ранних сроках развития организма

□ наследственные заболевания

Причинами нарушений слуха являются:□ сосудистые расстройства

одностороннее поражение слуховой зоны коры

Отклонения в психическом развитии

Причины задержки развития психического. Дефекты конституционального развития ребенка. Органические поражения центральной нервной системы. Психомоторная расторможенность и аффективная возбудимость. Неадекватное формирование психологического опыта.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.12.2012
Размер файла19,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отклонения в психическом развитии

Отклонения в психическом развитии вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи).

Умственная отсталость (англ. mental retardation) — стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ЦНС. Умственная отсталость. имеет разную этиологию (причины).

Задержка психического развития — парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом.

Причинами задержки развития психического могут выступать:

1). дефекты конституционального развития ребенка — из-за них он начинает отставать от сверстников в развитии физическом и психическом (инфантилизм гармонический);

2). различные заболевания соматические (физически ослабленные дети);

3). органические поражения системы нервной центральной (дети с дисфункцией мозговой минимальной).

У таких детей в силу цереброастении, психомоторной расторможенности и аффективной возбудимости значительно снижаются работоспособность, память и внимание; затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также появляются нарушения эмоциональные и личностные.

Отклонения в развитии выступают в различных сочетаниях.

Отклонения в психическом развитии ребенка — это неадекватное формирование его психологического опыта, вызванного различными сенсорными нарушениями, такими как слепота, глухота, тугоухость, или поражением центральной нервной системы, таким как двигательное нарушение, задержка психологического развития, умственная отсталость.

психический развитие дефект возбудимость

Специалисты делят причины, повинные в развитие отклонений у детей, на две группы: неблагоприятные факторы внешней среды и наследственное влияние.

Медицина постоянно работает над выявлениями различных наследственных форм умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологий эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма.

Наряду с наследственной патологией широко распространены нарушения, вызванные различными неблагоприятными факторами окружающей среды (инфекции, интоксикации, травмы и др.).

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют:

— внутриутробную (пренатальную) патологию, при которой неблагоприятное воздействие происходит в период внутриутробного развития;

— постнатальную патологию, которая возникает при повреждениях во время родов;

— постнатальную патологию, при которой неблагоприятное воздействие происходит после рождения.

Среди причин, которые ведут к отклонениям в психомоторном развитии ребенка, может быть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови. Следствием такой несовместимости часто становится билирубиновая энцефалопатия, которая проявляется в нарушении слуха или речи, а также в расстройствах эмоциональной сферы и поведения.

К неблагоприятному влиянию на развитие мозга будущего ребенка могут привести также:

-внутриутробные интоксикации (например, при применении беременной лекарств);

-нарушение обмена веществ (чаще всего возникают при поздних токсикозах);

-употребление алкоголя, наркотических средств, курение.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение-снижение слуха, зрения, интеллекта и др. — влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л.С. Выготский). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности — предметно- манипулятивная, игровая, продуктивная напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых — к концу дошкольного возраста. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов — восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта — пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями.

Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций — восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта.

Исходя из «нормативного» подхода к развитию психики в каждой концепции развития формулируется понятие «отклонение». Следовательно, и «норма» задается пониманием развития в данной теории или концепции. Это один аспект «условности» нормы. Второй размытость границ нормы, ее вариативность.

Отклонения от нормы следует понимать как в позитивном, так и в негативном планах: может быть вариант опережения нормы развития и вариант отставания. В первом случае психология развития решает проблему одаренности и одаренных детей, во втором случае проблему задержек психического развития, его дефектов.

Для современной разработки целостного подхода к анализу одаренности большое значение имеет идея Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта». В рамках данного подхода утверждается, что одаренность характеризует личность в целом, указывается на недопустимость разрыва когнитивной и аффективной сферы. Однако в наиболее известных моделях одаренности, по мнению Ю.Д. Бабаевой, осуществляется поэлементный анализ статистических связей (Дж. Рензулли, К. Хеллер).

В отечественных исследованиях отмечается необходимость разработки единицы анализа одаренности. Так, Д.Б. Богоявленская, изучающая психологическую природу творчества, выделяет феномен «ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности» как единицу анализа творчества, отражающую единство аффекта и интеллекта. В исследованиях одаренности Ю.А. Бабаевой в качестве основного используется понятие «динамическая смысловая система», введенное Л.С. Выготским, оно раскрывает связь между интеллектом и аффектом.

Одной из главных проблем одаренности является ее идентификация. Традиционно для диагностики одаренности используются психометрические тесты, интеллектуальные соревнования и т.п. Однако успешность деятельности ребенка, в том числе и в ситуации тестирования, зависит от многих условий (наличие мотивации, тревожность и т.п.) и под влиянием различных факторов может существенно меняться. В целях устранения случаев недооценки потенциальных и скрытых возможностей ребенка в психологии развития вводятся новые методы идентификации одаренности. Так, все чаще используется модифицированный метод наблюдения (Рензулли). В рамках предложенного Л.С. Выготским динамического подхода происходит смена парадигмы и в методах идентификации одаренности. Ведется не диагностика отбора, а диагностика развития, т.е. акцент, смещается на выявление преград, тормозящих развитие ребенка, поиски средств их преодоления, на анализ качественно своеобразных путей развития. Попытки создания методов «динамического тестирования» предприняты как за рубежом (Ю. Гутке), так и в отечественной психологии (Ю.Д. Бабаева). В частности, Ю.Д. Бабаева, разработала и провела апробирование психодиагностических тренингов, в которых применяемые методические приемы и техники направлены не только на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, но и на стимуляцию его творческих способностей, развитие самопознания, познавательной мотивации и т.п.

Важную сферу исследований составляют проблемы, связанные с анализом асоциальных форм проявления одаренности. Можно ли загубить талант? Что происходит с одаренными детьми, не получившими необходимой помощи и социальной поддержки? По мнению ряда авторов (Р. Пажес), способности в этих случаях не «исчезают», а начинают искать «обходные пути» для своего применения, используются часто на разрушительные цели.

Вместе с тем современные ученые считают, что культурно-исторический подход может стать фундаментальной теоретической базой для становления социокультурной парадигмы одаренности.

Задержка в психическом развитии (ЗПР). ЗПР — синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (речевых, моторных, сенсорных, эмоциональных, волевых).

Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (задержкой психического развития) — одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и легких повреждений. В центре внимания данного направления выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обусловливающих компенсаторные возможности ребенка.

Современный мир сталкивается все чаще с негативным поведением людей, выросших в депривационных условиях.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.

презентация [265,1 K], добавлен 07.10.2013

Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии, история ее изучения. Клинические характеристики задержки психического развития. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности, их взаимосвязь, критерий адекватности.

курсовая работа [44,4 K], добавлен 19.10.2014

Функции речи в психическом развитии ребенка. Понятие и основные предпосылки речевых нарушений, их сравнительное описание. Характеристика и отличительные черты детей с данной патологией, а также основные этапы и направления их психологического развития.

реферат [28,0 K], добавлен 17.01.2017

Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

реферат [25,9 K], добавлен 17.01.2012

Понятие «задержка психического развития». Характерные особенности формирования сторон психической деятельности ребенка с подобным статусом. Современные представления об умственной отсталости. Причины ее возникновения, классификация ЗПР Певзнер и Власовой.

курсовая работа [33,3 K], добавлен 29.10.2014

Онтогенез и принципы исследования психического развития. Отождествление научения и развития. Теория трех ступеней и противоречия двух факторов детского развития. Концепции конвергенции. Зарубежные психологи Фрейд, Эриксон, Пиаже о психическом развитии.

курсовая работа [82,8 K], добавлен 16.02.2011

Феномен конструктивной деятельности младших школьников с задержками психического и речевого развития. Психологические и нейро-психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития. Дефектамы центральной нервной системы.

дипломная работа [60,5 K], добавлен 07.03.2004

Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей. Семья как источник психического здоровья ребенка. Трудные ситуации и психическое здоровье. Уровень психического развития ребенка.

курсовая работа [30,6 K], добавлен 12.12.2006

Чем определяется психическое развитие человека? Генетические и средовые факторы в психическом развитии человека. Развитие как метафора эпигенетического ландшафта. Стадиальность и непрерывность психического развития. Проблемы периодизации развития.

курсовая работа [61,0 K], добавлен 28.11.2002

Понятие о психическом здоровье. Психическое здоровье военнослужащих и факторы, влияющие на его состояние. Работа с военнослужащими, имеющими отклонения в психическом здоровье. Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения.

курсовая работа [45,1 K], добавлен 01.06.2012

Под слабовыраженным отклонением в психическом развитии понимается

Центр, специалисты, услуги

Хрестоматийные материалы

Лаборатория картографии

Инструментарий мастеров

Архив полезных ресурсов

Форум Блог Обратная связь

Последние действия на сайте

3533 дн. с момента
открытия on-line центра

05. Классификации отклонений в развитии

Классифицирование как особый метод научного познания мира

  • Объект изучения любой науки выступает, как правило,
    в многообразных своих проявлениях. Явления живой природы:
    • химические,
    • физические,
    • социальные,
    • языковые,
    • астрономические,
    • исторические,
    • психологические и т. п.
      бесконечны в своем многообразии.
  • Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.

Многообразие психических сторон, свойств, причин нарушений

Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения. Кроме того, психика и, соответственно, процесс ее развития имеют бесконечное количество сторон и свойств, каждое из которых может быть нарушено. Пересечение и взаимодействие этих 2-ух бесконечных рядов и дают множество вариантов отклонений в развитии, как уже описанных, так еще и неизвестных.

В силу этого возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие. Именно поэтому не случайно в специальной психологии существовало и существует немало разных классификаций отклонений в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.

Классификация по признаку времени возникновения нарушения

Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять:

    Признак времени возникновения нарушения
    Тогда мы должны выделить 2-е большие группы дизонтогенеза:

  • Врожденные нарушения.
    • Наследственные нарушения всегда врожденны,
      но не все врожденные являются наследственными.
  • Приобретенные нарушения.
    • Рано приобретенные;
    • Поздно приобретенные.
      Возрастная граница между ними может быть разной.
  • Классификация по свойству обратимости возникающих нарушений

    Классификация по этиологическому фактору нарушения (причина)

    Продолжая говорить о типах классификации, необходимо упомянуть о таких ее разновидностях, где в качестве основного критерия используется этиологический фактор, — главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.

    Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода
    выделение 2-ух больших групп нарушений в развитии.
    Одна из них обозначается термином ретардация,
    под которым понимается замедление,
    отставание психического развития любого происхождения
    .
    Выделяются 2 разновидности ретардации:

    • Ретардация
      • Общая (тотальная)
      • Частичная (парциальная).

    Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание:

    • Асинхрония
      • неравномерность в развитии (гетерохронность),
        как вполне нормального его свойства,
      • несвоевременность формирования
        тех или иных психических функций и сторон психики.

    Классификация по основным критериям нарушения развития

    Эмпирические практикоориентированные классификации

    Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практикоориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениями в развитии):

    1. Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.
    2. Дети с задержкой психического развития.
    3. Дети с астеническими, реактивными состояниями
      и конфликтными переживаниями.
    4. Дети с психопатическими
      психопатоподобными формами поведения.
    5. Умственно отсталые дети.
    6. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.

    Нетрудно заметить отсутствие единого или единых критериев в образовании групп, что вполне типично для эмпирических классификаций.

    В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.

    1. Психическое недоразвитие.
    2. Задержанное развитие.
    3. Поврежденное развитие.
    4. Дефицитарное развитие.
    5. Искаженное развитие.
    6. Дисгармоническое развитие.

    В науке не всегда есть необходимость создавать абсолютно новую классификацию. Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию. Примером последнего может служить предпринятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector