Fitnes-tomsk.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биология 8 класс таблица мышцы человеческого тела

Мышцы

Мышцы имеют несколько классификаций в соответствии с функциональными и анатомическими характеристиками. По строению мышечной ткани различают три вида мышц. Их особенности и локализация в организме описаны в таблице.

Ткань

Особенности

Где находится

Скелетная (поперечнополосатая) или исчерченная

Поддерживает тело в равновесии, совершает осознанные (по желанию человека) действия. Быстро сокращается и расслабляется

Мышцы скелета, язык, глотка, глазные мышцы

Гладкая или неисчерченная

Работает автономно, совершает медленные однообразные движения

Стенки внутренних органов (пищевод, кишечник, мочевой пузырь), кожа, сосуды

Работает автономно, постоянно сокращаясь и расслабляясь. Совершает быстрые движения

Рис. 1. Виды мышечной ткани.

Мышцы также классифицируются по форме (веретенообразные, квадратные, перистые, прямые и т.д.), по направлению волокон (параллельные, косые, поперечные, круговые), по глубине расположения (поверхностные и глубокие), по положению (шейные, спинные, конечностей и т.д.).

Строение

Мышцы образованы мышечной тканью, которая состоит из мышечных клеток или волокон. Для каждого вида ткани характерна своя единица:

  • миоциты– вытянутые, веретенообразные клетки, из которых состоит гладкая мускулатура;
  • мионы– многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы, в основе которых лежат миофибриллы (сократительные нити), состоящие из тонких и толстых сократительных белков (миофиламентов);
  • кардиомиоциты– поперечно исчерченные разветвлённые клетки сердечной мускулатуры, обеспечивающие автономное сокращение.

Наиболее сложное строение мышц человека имеет поперечнополосатая мускулатура. Миофибриллы собраны в пучки, между которых находится цитоплазма – саркоплазма или миоплазма. Саркоплазму с миофибриллами покрывает мембрана – сарколемма.

Мышечные волокна собираются в пучки посредством соединительной ткани, которую пронизывают капилляры и нервные волокна. Пучки в свою очередь составляют мышцу, покрытую фиброзной и соединительно-тканной оболочкой (фасцией).

Рис. 2. Строение поперечнополосатой мышцы.

По химическому составу мышцы на 80 % состоят из воды. Остальную часть составляют белки, липиды, соли и т.д.

Функции

Мышцы необходимы организму для поддержания положения тела, перемещения, сокращения внутренних органов.
По выполняемым функциям различают следующие мышцы:

  • сгибатели;
  • разгибатели;
  • отводящие;
  • приводящие;
  • вращатели;
  • пронаторы (поворот внутрь);
  • супинаторы (поворот наружу);
  • сфинктеры (клапаны);
  • дилататоры (расширение);
  • констрикторы (сужение).

Главными мышцами, повинующимися сознательным желаниям человека, являются сгибатели и разгибатели. Анатомически мышцы идентичны, но действуют в соответствии с посылаемыми нервными импульсами. Центры, приводящие в движение сгибатели, тормозят действие клеток разгибателей и наоборот. Такое чередование действий позволяет ходить, сгибать и разгибать руки, приседать.

Рис. 3. Работа мышц.

При длительной работе мышц наступает утомление, и мышцы временно теряют работоспособность. Выяснена взаимосвязь между нагрузкой и частотой сокращений. Большая нагрузка и быстрый ритм будут менее продуктивны (быстрее наступит переутомление), чем средние значения нагрузки и ритма.

Что мы узнали?

Из темы по биологии 8 класса узнали о классификации, строении, назначении мышц, выяснили внутренний состав поперечнополосатой мускулатуры. Мышечная ткань подразделяется на три вида, которые в зависимости от строения отвечают за работу скелетных мышц и внутренних органов.

Мышцы человека

Поднимите руку. Теперь сожмите кулак. Сделайте шаг. Правда, легко? Человек выполняет привычные действия практически не задумываясь. Около 700 мышц (от 639 до 850, согласно различным способам подсчета) позволяют человеку покорять Эверест, спускаться на морские глубины, рисовать, строить дома, петь и наблюдать за облаками.

Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.

Определение мышц

Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.

Мышцы тела человека можно поделить на:

Как видно из названия, скелетный тип мускулатуры крепится к костям скелета. Второе название — поперечно-полосатая (за счет поперечной исчерченности), которая видна при микроскопии.К этой группе относятся мышцы головы, конечностей и туловища. Движения их произвольные, т.е. человек может ими управлять. Эта группа мышц человека обеспечивает передвижение в пространстве, именно их с помощью тренировок можно развить или «накачать».

Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.

Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.

Читать еще:  Гладкая мышечная ткань строение и функции таблица

Интересно узнать, что первое мышечное сокращение происходит уже на четвертой неделе жизни эмбриона – это первый удар сердца. С этого момента и до самой смерти человека сердце не останавливается ни на минуту. Единственная причина остановки сердца в течение жизни — операция на открытом сердце, но тогда за этот важный орган работает АИК (аппарат искусственного кровообращения).

Строение мышц человека

Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.

Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.

В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм. Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина. При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.

Название мышц человека

Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.

Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.

конспект урока на тему:»Мышцы»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: МЫШЦЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

Цель: Сформировать у учащихся представление о строении и функциях мышц.

а)обучающая: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани; особенностями строения и функции скелетных мышц; основными группами мышц и их предназначение;

б)развивающая: развить логическое мышление при оформлении результатов мыслительных операций в устной и письменной форме;

в) воспитывающая: воспитать самостоятельность при работе с текстом учебника.

Оборудование : таблица «Скелетные мышцы»; микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, компьютер и проектор.

Методы : беседа, рассказ, работа по карточкам, дифференцированный опрос, работа с учебником, работа с тетрадями.

I.Орг.момент (2 мин)

II.Повторение изученного материала (10 мин)

III.Изучение нового материала (20 мин)

IV.Закрепление нового материала (6 мин)

V.Домашнее задание (2 мин)

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас урок немного необычный, так как присутствует много гостей. Но вы не волнуйтесь, все пройдет у нас на должном уровне.

II. Контроль знаний учащихся.

На последнем уроке мы с вами закончили изучение скелетной системы человека , в частности предупреждение травм и оказание первой помощи при переломах скелета. Давайте с вами вспомним, что мы уяснили с

последних уроков биологии

А) Какие особенности скелета человека развивались в связи с прямохождением и трудовой деятельностью

Особенности скелета человека .

Особенности скелета человека,

Б)Опишите строение длинных трубчатых костей и их химические свойства.

2. Работа по таблице:

-Перечислите и покажите кости, входящие:

— в скелет пояса верхних конечностей;

— в скелет пояса нижних конечностей;

-Назовите и покажите кости, входящие в скелет туловища

3. Фронтальный опрос .

1. Скажите ребята, что такое травмы?

2.Какую помощь нужно оказать при растяжении связок?

3.Что следует делать с больным при вывихе конечностей?

4.Каким способом можно зафиксировать травмированную руку или ногу?

5.Что надо делать при переломах позвоночника, головы, ребер?

III.Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя .

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать опорно-двигательную систему , в частности мышечную систему. Перед изучением новой темы я поставлю перед вами проблему: « В чем сходство поперечно — полосатой мышечной ткани и домашней мышью?» Может вы сразу на нее ответить? Нет. Тогда работаем и в течении урока ответим на проблемный вопрос.

— Скажите, какие мышечные ткани вам известны?

Правильно. Только мы должны сегодня усвоить, что поперечно — полосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы, расположенные на костях.

  • подразделяют на произвольные и непроизвольные . Произвольные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека ( произвольно ). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Непроизвольные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека (сокращение непроизвольное). Сегодня мы будем изучать мышцы, состоящие из поперечно -полосатой мышечной ткани, выявим ее строение и функции, месторасположение в организме человека.

( вывешивается таблица по мышечной ткани )

— Теперь вспомните, какое строение имеет поперечно -полосатая ткань и какую функцию она выполняет?

Давайте углубим свои знания по этой ткани

— На стр. 51 прочитайте материал о строении скелетной мышцы и объясните это по слайдам(№3 и №4)

(Работа №35 – в рабочей тетради с последующей проверкой)

(проверка выполнения работы в тетради )

— На основе строения предположите, какими свойствами обладает поперечно — полосатая мышечная ткань?

-Обратите внимание на следующий слайд, все ли свойства вы назвали? (слайд №5)

  • Функции скелетных мышц зависят от того, к чему они прикреплены, и где находятся точки их прикрепления. Большинство скелетных мышц прикрепляются к костям и осуществляют различные движения в суставах.
  • Мышцы «брюшного пресса» — защищают и поддерживают внутренние органы, участвуют в дыхании, опорожнении кишки и мочевого пузыря

(слайд №6 показать и зачитать)

( слайд №7 показать)

2. Изучение мышечных групп человеческого тела. Мышцы головы: жевательные и мимические.

— Сравните слайд с рисунком №28 учебника .Какие мышцы головы не показаны на слайде?

— Назовите и покажите мышцы верхних конечностей

— Назовите и покажите мышцы туловища

— Назовите и покажите мышцы нижних конечностей

Ребята, в начале изучения темы , мы с вами познакомились со свойствами мышечной ткани. Одним из свойств – было сократимость мышцы. Как вы думаете, за счет чего сокращается мышца? А что же заставляет сокращаться фибриллы?

( показ и рассказ по слайдам №8-№10)

Практическая работа: Ребята, согните руку в локте. Пощупайте мышцы. Какая мышца у вас напряглась? Значит, в каком действии участвует эта мышца? Теперь выпрямите руку. Опять потрогайте мышцы. Какая мышца теперь напряглась? За какое действие она отвечает? Говорить о мышцах антагонистах и синергистах. ( №11-№12)

— Ответьте теперь на проблемный вопрос : «Чем же поперечно — полосатая мышца отличается от домашней мыши?»

Рассказ: Ребята, для того чтобы мышцы сокращались, им необходим обмен веществ, который осуществляется с помощью кровеносной системы. Т.е. кровь несет в мышцы питательные вещества и кислород, а выделяет из них отработанные продукты жизнедеятельности и углекислый газ. (Найдите в упражнении №34 кровеносные сосуды – артерии и вены.)

— По каким сосудам кровь течет к мышцам?

— Чем артериальная кровь, отличается от венозной и куда она течет?

IV.Закрепление изученного материала .

-Что является составными частями опорно-двигательной системы? (Скелет и мышцы.)

  • Как называется пассивная часть опорно-двигательного аппарата? <Скелет.)
  • Как называется активная часть опорно-двигательного аппарата? (Мышцы.)

— Какие мышцы участвуют в поднятии плечевого сустава руки?

— Какие мышцы участвуют в сгибании тела человека?

— Какие мышцы участвуют в процессе разговора человека?

_- С чем же вы познакомились на сегодняшнем уроке?

— Что не понятного вам в материале, изученном на уроке?

— Что бы вы хотели дополнительно изучит по данной теме?

— С чем вы не согласны в изложенном материале?

Анализ ответов с комментированием оценок

VI Домашнее задание

Изучить параграф 10. Работы №36 и №37 рабочая тетрадь №1

Лабораторная работа » Мышцы человеческого тела «

Мышцы человеческого тела (практическая работа)

Используя рисунки и анатомическое описание, определите мест ( положение мышечных групп и выполняемые ими движения.

Мышцы головы (по рисунку 1).

Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные — к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.

Задание 1 . Определите функцию височных мышц. Приложите руки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца напрягается, так как она поднимает нижнюю челюсть вверх. Найдите жевательную мышцу. Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них. Определите: височные и жевательные мышцы — синергисты или антагонисты?

Задание 2. Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Возьмите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Найдите ее на рисунке. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта. Первая закрывает глаз, вторая — рот.

Грудино-ключично-сосцевидная мышца на передней поверхности шеи (по рисунку 1).

Задание 3. Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино- ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обна ружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуя как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, становятся синергистами и опускают голову вниз.

Рис. 2. Мышцы туловища и конечностей:

А — вид спереди. Мышцы руки: 1 — сгибатели кисти и пальцев; 2 — двуглавая мышца плеча; 3 — дельтовидная мышца. Мышцы туловища: 4 — большая грудная ; 5 — зубчатая мышца; 6 — мышцы брюшного пресса. Мышцы ноги: 7 — портняжная; 8 -— четырехглавая бедра; 9 — большеберцовые мышцы. Б — вид сзади. Мышцы руки: 10 — трехглавая мышца плеча; 11 — разгибатели кисти и пальцев. Мышцы туловища: 12 — трапециевидная; 13 — широчайшая мышца спины; 14 — глубокие разгибатели спины; 15 — ягодичные. Мышцы ноги: 16 — двуглавая бедра; 17 — икроножная

III . Мышцы туловища спереди (по рисунку 2 ).

Задание 4. Найдите большую грудную мышцу. Эта парная мышца напрягается, если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди.

Задание 5. Рассмотрите на рисунке мышцы живота, образующие брюшной пресс. Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее положение при фиксированных ногах.

Задание 6. Найдите межреберные мышцы: наружные осуществляют вдох, внутренние — выдох.

Мышцы туловища сзади (по рисунку 2).

Задание 7. Найдите на рисунке трапециевидную мышцу. Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, она будет напряжена.

Падание 8. Найдит е широчайшую мышцу спины. Она опускает плечо вниз и отводит руки за спину.

Падание 9. Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы спины. Они разгибают тело, откидывая корпус назад. Определите их положение.

Задание 10. Найдите ягодичные мышцы. Они отводят бедро назад. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека наиболее сильно развиты в связи с прямохождением. Они противостоят силе тяжести.

Мышцы руки (по рисункам 4, 3 и 2).

Задание 11. Найдите на рисунке дельтовидную мышцу. Она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения.

Задание 12. Найдите двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Являются ли они антагонистами или синергистами?

Задание 13. Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу, после чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются

з* мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.

Задание 14. Нащупайте около лучезапястного сустава со стороны ладонной поверхности сухожилия, которые идут к мышцам пальцев рук. Подумайте, почему эти мышцы находятся на предплечье, а не на кисти.

Рис. 34. Мышцы сгибатели и разгибатели:

сухожилия головки двуглавой мышцы, плеча;

тело двуглавой мышцы;

хвост двуглавой мышцы,

хвост трехглавой мышцы плеча; 7 — плечевая кость; 8 — брюшко трехглавой мышцы; 9 — лопатка; 10 — головки трехглавой мышцы плеча

VI. Мышцы ноги (по рисунку 2).

Задание 15. На передней поверхности бедра расположена очень мощная четырехглавая мышца бедра. Найдите ее на рисунке. Она сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном. Чтобы представить ее функцию, надо вообразить удар футболиста по мячу. Ее антагонистом являются ягодичные мышцы. Они отводят ногу назад. Действуя как синергисты, обе эти мышцы удерживают корпус в вертикальном положении, фиксируя тазобедренные суставы.

На задней поверхности бедра расположены три мышцы, сгибающие ногу в колене.

Задание 16. Поднимитесь на носки, вы чувствуете, как напряглись икроножные мышцы. Они находятся на задней поверхности голени. Эти мышцы хорошо развиты, потому что они поддерживают тело в вертикальном положении, участвуют в ходьбе, беге, прыжках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector