Fitnes-tomsk.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Группы скелетных мышц таблица

Мышцы человека

Поднимите руку. Теперь сожмите кулак. Сделайте шаг. Правда, легко? Человек выполняет привычные действия практически не задумываясь. Около 700 мышц (от 639 до 850, согласно различным способам подсчета) позволяют человеку покорять Эверест, спускаться на морские глубины, рисовать, строить дома, петь и наблюдать за облаками.

Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.

Определение мышц

Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.

Мышцы тела человека можно поделить на:

Как видно из названия, скелетный тип мускулатуры крепится к костям скелета. Второе название — поперечно-полосатая (за счет поперечной исчерченности), которая видна при микроскопии.К этой группе относятся мышцы головы, конечностей и туловища. Движения их произвольные, т.е. человек может ими управлять. Эта группа мышц человека обеспечивает передвижение в пространстве, именно их с помощью тренировок можно развить или «накачать».

Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.

Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.

Интересно узнать, что первое мышечное сокращение происходит уже на четвертой неделе жизни эмбриона – это первый удар сердца. С этого момента и до самой смерти человека сердце не останавливается ни на минуту. Единственная причина остановки сердца в течение жизни — операция на открытом сердце, но тогда за этот важный орган работает АИК (аппарат искусственного кровообращения).

Строение мышц человека

Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.

Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.

В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм. Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина. При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.

Название мышц человека

Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.

Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.

Урок в 8 классе основные группы скелетных мышц

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лиственская средняя общеобразовательная школа»

Нижнегорского района Республики Крым

« Основные группы скелетных мышц »

Алёхина Марина Владимировна

Тема урока : « Мышцы, их строение, свойства и функции»

Тип урока : формирование и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока : сформировать понятия о строении и функциях мышц, раскрыть особенности строения скелетных мышц, изучить основные свойства мышц, познакомить с основными группами мышц в организме человека.

Расширить и углубить знания учащихся о строение и свойствах мышечной ткани.

Раскрыть особенности строения и функции скелетных мышц.

Сформировать представление об основных группах мышц тела человека.

Развивать умение работать с книгой и с дополнительной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

Продолжить развитие у учащихся коммуникативных компетенций (участвовать в работе группы, распределять роли и договариваться друг с другом).

Способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами предмета: любознательности, самостоятельности, взаимопомощи.

Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Читать еще:  Таблица основные составляющие здорового образа жизни

Метапредметные и личностные результаты:

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы и цели урока).

Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение отчета).

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Сформировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

Сформировать умение строить логические цепи рассуждений.

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Сформировать умение создавать комфортную обстановку для восприятия учебного материала.

Методы обучения : иллюстративный, частично – поисковый, словесный, диалогический, монологический.

Деятельность учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологии: ИКТ, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие.

Образовательные ресурсы : презентация.

Оборудование : мультимедийный проектор, дидактический материал, инструктивные карты, информационные листы, таблица.

«Движение — это жизнь», — заметил Вольтер.

Движение — необходимое условие существования организмов. Оно происходит внутри организма и связано с перемещением тела и его частей в пространстве.

Чтобы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, двигал глазами, пережевывал пищу и даже дышал- все свои действия он совершает при помощи активной части опорно-двигательного аппарата.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Актуализация знаний и умений учащихся

Самостоятельная работа учащихся

У вас на столах лежат рабочие листы. В течение всего урока вы будете вносить в них записи и результаты работы, запишите тему урока.

В теле человека более 600 мышц. Это 30-35% массы тела. При весе 47 кг – 14 кг приходится на мышцы. Цифры довольно внушительные. ( Зная свой вес, вы можете рассчитать сколько кг приходится на мышцы)

Мышцы или мускулы ( от лат. « musculus » )- мышка, маленькая мышь.

При чем здесь мышь?

Что может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?

Чтобы в этом разобраться, необходимо знать мышечную систему человека.

Как вы думаете, что мы должны для этого изучить?

Давайте сейчас вспомним, что нам уже известно о мышцах? ( Функции )

Не забывайте заносить записи в рабочие листы

Функции мышц: 1. Двигательная. Обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве.

2. Энергетическая. Превращают химическую энергию в механическую и тепловую.

3. Защитная. Ограничивают полости в которых расположены внутренние органы.

4. Формообразующая. Определяют форму и размеры тела.

Из какой ткани состоят мышцы? ( гладкая, поперечнополосатая скелетная, сердечная).

В рабочих листах найдите задание №2.

Определите виды мышечной ткани по рисунку и подпишите их.

Обоснуйте свой ответ. ( Признаки )

( Гладкая:состоит из волокон веретеновидной формы, без поперечной исчерченности.

Поперечно-полосатая скелетная:состоит из волокон, имеющих большую длину и выглядит как чередование темных и светлых полосок.

Сердечная:состоит из волокон, имеющих поперечную исчерченность, они разветвлены и образуют между собой соединения

Сверьте с образцом правильность выполнения задания

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? ( Гладкая: мускулатура внутренних органов, сердечная образует стенку сердца, поперечно-полосатая скелетные мышцы).

На сегодняшнем уроке мы подробно разберем один из видов – скелетные мышцы.

Сейчас нам предстоит работа в группах. При входе в кабинет вы выбрали жетон с определенным цветом: красный, синий или зеленый.

Перепишите в тетрадь классификацию мышц и заполните две оставшиеся графы таблицы (при заполнении используйте рисунки №2-6 и проверяйте функцию – действие мышц на своем теле).

А) к наружи – пронатор

Б) к нутри – супинатор

А) на руке, на предплечье

Б) на руке, на плече

А) квадратный пронатор

5. Сжиматель – сфинктер

Выберите капитана, который будет предоставлять отчет по работе и оценивать работу каждого ученика в группе.

Работаем по принципу телетайпной ленты.

У вас на столах лежат задания. Ответы оформляются в демонстрационных листах.

На эту работу вам отводится . мин.

I группа « АНАТОМЫ».

( Задание: изучить особенности строения мышц) .

II группа «ФИЗИОЛОГИ».

(Задание: изучить свойства мышц ).

III группа «СИСТЕМАТИКИ».

( Задание: изучить классификацию мышц ).

Работа в группах закончена.

Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела человека.

Группе «АНАТОМОВ» было дано задание, изучить особенности строения мышц. Вам слово. Не забывайте вносить в рабочие листы соответствующие записи.

Скелетные мышцы составляют основную массу мышц тела. У большинства мышц выделяют утолщённую часть – брюшко и два сухожилия, с помощью которых мышцы прикрепляются к костям. Сухожилие, которое расположено ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.

Они образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки .

Каждый пучок одет тонкой соединительнотканной оболочкой. А вся мышца в целом имеет общую оболочку – фасцию, которая защищает нежную мышечную ткань.

Внутри волокон проходят белковые нити миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов: толстых – белковых молекул миозина и тонких – белка актина. Эти белки чередуются (светлые и темные полосы) отсюда и название скелетной мышечной ткани – поперечно-полосатая. К каждой мышце подходят кровеносные и лимфатические сосуды и нервы и нервные окончания (рецепторы и эффекторы).

Читать еще:  Мышцы спины груди и живота таблица

Мышца ↔ пучки мышечных волокон↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков актина и миозина.

Группе «Физиологов» было дано задание, изучить классификацию мышц. Вам слово.

Существует несколько классификаций скелетных мышц.

Мышцы различаются формой, строением, расположением, функциями.

Форма мышц. А. Веретенообразная

Расположение мышц в организме.

По функциям. В выполнении человеком любого движения принимают участие две группы противоположно действующих мышц.

    Мимические и др.

    Все мышцы в организме функционируют согласованно.

    Согласованная работа мышц – это мышечная координация.

    Синергисты – мышцы, выполняющие одно и тоже движение.

    Антогонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия

    Мышцы головы и шеи: (Физминутка?

    Это мимические мышцы.

    Упражнение: возьмите зеркало , а теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

    Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения;

    Упражнение : положите руки на скулы, откройте и закройте рот.
    Мышцы шеи – удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, в процессах глотания и произнесения звуков;

    Упражнение: наклоните голову в одну сторону, а затем в другую сторону.

    Закрепление полученных знаний и умений учащихся

    Проверочная работа по теме «Строение и функции мышц»

    Выберите правильный ответ.

    1. Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет:

    А. 45 – 50 % массы тела

    Б. 30 – 35 % массы тела

    В. 70 – 75 % массы тела

    2. Мышцы крепятся к костям при помощи:

    3. Эмоциональное выражение лицу человека придают:

    А. Мимические мышцы

    Б. Жевательные мышцы

    В. Гладкие мышцы

    4. Движения головы обеспечивают:

    В. Мышцы туловища

    5. Способность мышц увеличивать длинну при уменьшении толщины:

    6. Благодаря мышцам обеспечивается:

    А. Регуляция организма

    Б. Движение организма

    В. Рост организма

    Подведение итогов урока (Рефлексия) Выставление оценок.

    Домашнее задание : Выучить параграф. Подготовить кроссворды и ребусы на тему: «Мышцы».

    Рабочий лист ученика

    Тема урока «_______________________________________________________________»

    В теле человека более 600 мышц. Это 30% массы тела.

    (Зная свой вес вы можете расчитать сколько кг приходится на мышцы). Результат _________.

    1. Функции мышц: 1._________________________________________

    2. Разновидности мышечной ткани . Задание. Подпишите виды мышечной ткани.

    А). ___________________ Б). ___________________ В). ____________________________

    Мышцы

    Мышцы имеют несколько классификаций в соответствии с функциональными и анатомическими характеристиками. По строению мышечной ткани различают три вида мышц. Их особенности и локализация в организме описаны в таблице.

    Ткань

    Особенности

    Где находится

    Скелетная (поперечнополосатая) или исчерченная

    Поддерживает тело в равновесии, совершает осознанные (по желанию человека) действия. Быстро сокращается и расслабляется

    Мышцы скелета, язык, глотка, глазные мышцы

    Гладкая или неисчерченная

    Работает автономно, совершает медленные однообразные движения

    Стенки внутренних органов (пищевод, кишечник, мочевой пузырь), кожа, сосуды

    Работает автономно, постоянно сокращаясь и расслабляясь. Совершает быстрые движения

    Рис. 1. Виды мышечной ткани.

    Мышцы также классифицируются по форме (веретенообразные, квадратные, перистые, прямые и т.д.), по направлению волокон (параллельные, косые, поперечные, круговые), по глубине расположения (поверхностные и глубокие), по положению (шейные, спинные, конечностей и т.д.).

    Строение

    Мышцы образованы мышечной тканью, которая состоит из мышечных клеток или волокон. Для каждого вида ткани характерна своя единица:

    • миоциты– вытянутые, веретенообразные клетки, из которых состоит гладкая мускулатура;
    • мионы– многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы, в основе которых лежат миофибриллы (сократительные нити), состоящие из тонких и толстых сократительных белков (миофиламентов);
    • кардиомиоциты– поперечно исчерченные разветвлённые клетки сердечной мускулатуры, обеспечивающие автономное сокращение.

    Наиболее сложное строение мышц человека имеет поперечнополосатая мускулатура. Миофибриллы собраны в пучки, между которых находится цитоплазма – саркоплазма или миоплазма. Саркоплазму с миофибриллами покрывает мембрана – сарколемма.

    Мышечные волокна собираются в пучки посредством соединительной ткани, которую пронизывают капилляры и нервные волокна. Пучки в свою очередь составляют мышцу, покрытую фиброзной и соединительно-тканной оболочкой (фасцией).

    Рис. 2. Строение поперечнополосатой мышцы.

    По химическому составу мышцы на 80 % состоят из воды. Остальную часть составляют белки, липиды, соли и т.д.

    Функции

    Мышцы необходимы организму для поддержания положения тела, перемещения, сокращения внутренних органов.
    По выполняемым функциям различают следующие мышцы:

    • сгибатели;
    • разгибатели;
    • отводящие;
    • приводящие;
    • вращатели;
    • пронаторы (поворот внутрь);
    • супинаторы (поворот наружу);
    • сфинктеры (клапаны);
    • дилататоры (расширение);
    • констрикторы (сужение).

    Главными мышцами, повинующимися сознательным желаниям человека, являются сгибатели и разгибатели. Анатомически мышцы идентичны, но действуют в соответствии с посылаемыми нервными импульсами. Центры, приводящие в движение сгибатели, тормозят действие клеток разгибателей и наоборот. Такое чередование действий позволяет ходить, сгибать и разгибать руки, приседать.

    Рис. 3. Работа мышц.

    При длительной работе мышц наступает утомление, и мышцы временно теряют работоспособность. Выяснена взаимосвязь между нагрузкой и частотой сокращений. Большая нагрузка и быстрый ритм будут менее продуктивны (быстрее наступит переутомление), чем средние значения нагрузки и ритма.

    Читать еще:  Отделы тела таблица

    Что мы узнали?

    Из темы по биологии 8 класса узнали о классификации, строении, назначении мышц, выяснили внутренний состав поперечнополосатой мускулатуры. Мышечная ткань подразделяется на три вида, которые в зависимости от строения отвечают за работу скелетных мышц и внутренних органов.

    Строение, характеристики и группы скелетных мышц

    На скелетной основе человеческого организма крепятся мышцы: большие и малые, главные и второстепенные. Без хорошо развитого, здорового мышечного комплекса человек будет лишен возможности двигаться, потому что именно мышцы отвечают даже за малейшие, незаметные движения. В теле человека количество скелетных мышц доходит до 400. Общая их масса у взрослого составляет 30–35 процентов от массы тела. Мышцы крепятся к скелету не в один слой, они могут быть глубокими и поверхностными, заходить друг на друга, создавать сложные перекрестья.

    Каково строение скелетной мышцы?

    1. Мышечное волокно скелетной мышцы — это структура, в которой нельзя выделить отдельные клетки. Она образуется в результате слияния множества клеток, так что их стенки исчезают, а ядра свободно лежат в цитоплазме. В результате получается так называемый многоядерный симпласт. Внутри него имеются сократительные волоконца миофибриллы, построенные из белков актина, миозина, титина и других, которые в каждом волокне при тренировке и интенсивной мышечной работе увеличиваются в количестве. Именно благодаря этому растет объем скелетных мышц. Таким образом, сила мышцы зависит от количества в ней мышечных волокон. Грамотно выстроенная система тренировок ведет к увеличению объема мышц, бездеятельность разрушает волокна, приводит к атрофии.

    2. Мышечные волокна, работающие в одном направлении, собраны в пучки, каждый из которых окутан фасцией — тонкой оболочкой из соединительной ткани.

    3. Множество пучков составляют скелетную мышцу, которую снаружи тоже покрывает соединительнотканная фасция. Названия частей скелетной мышцы напоминают отделы тела какого-то зверька: брюшко (самая толстая часть), головка и хвост — здесь фасция переходит в сухожилия, крепящие мышцу к шероховатостям, бугоркам, прочим выростам на костях.

    Характеристики скелетной мышцы

    1. Сократимость — мышца может изменять поперечный размер: она уменьшается в длину, при этом увеличиваясь в толщину.

    2. Растяжимость — мышца способна увеличивать длину, уменьшаясь в толщину.

    3. Возбудимость (раздражимость) — мышечная и нервная ткань способна как воспринимать раздражение, так и реагировать на него. Напомним, что возбудимость характерна для любой клетки.

    4. Эластичность — после сокращения мышца возвращается в прежнее положение и приобретает изначальный размер.

    Основные группы мышц

    1. Мышцы головы и шеи. Среди них можно назвать жевательные мышцы, крепящиеся к костям черепа одним концом, а противоположным — к нижней челюсти. Мимические мышцы — крепятся к лицевой части черепа и к поверхности кожи. А вот круговые мышцы глаз вовсе не прикреплены к костям.

    2. Мышцы спины. Примеры — широчайшая и трапециевидная мышцы. Обеспечивают движения головы, лопаток, наклоны и повороты шеи, помогают поднимать и опускать руки, поддерживают человека в вертикальном положении.

    3. Мышцы груди. Первая группа присоединяется к костям плечевого пояса и рук, обеспечивает их двигательную активность. Вторая группа — межреберные мышцы, которые отвечают за колебательные движения ребер при дыхании.

    4. Мышцы живота. Брюшной пресс образует стенки живота, выполняет двигательную и защитную функции. Диафрагма — ее главная функция: участие в дыхательных движениях.

    5. Мышцы плечевого пояса и руки отвечают за движения руки и ее отделов, участвуют в мелких сложных операциях. Примеры мышц плечевого пояса: дельтовидная, большая круглая, подлопаточная. Мышцы руки: плечевая, локтевая, длинная ладонная.

    6. Мышцы тазового пояса и ноги ответственны за подвижность бедра и голени. Икроножная мышца — самая массивная скелетная мышца. Сюда относятся ягодичные мышцы. Мышцы голени двигают стопу, мышцы стопы отвечают за сгибание и разгибание пальцев ног.

    Скелетные мышцы двигают костями в суставах. По функциям, то есть по направлению сокращений, они делятся на следующие пять основных групп:

    1. Сгибатели (например, бицепс).

    2. Разгибатели (трицепс).

    3. Приводящие сустав (широчайшая мышца спины).

    4. Отводящие сустав (ягодичная, дельтовидная мышцы).

    5. Вращатели сустава — мышцы вращения внутрь (пронаторы), мышцы вращения наружу (супинаторы). Так, пронатор — круглая мышца плеча. Супинатор — портняжная мышца.

    Как мы понимаем, мышцы могут осуществлять совместные движения, а могут «тянуть» в разные стороны. Поэтому различают мышцы синергисты, которые вместе и дружно участвуют в движении сустава (например, плечевая мышца и бицепс) и антагонисты — они двигают сустав в противоположном направлении (например, антагонисты в локтевом суставе: двуглавая мышца сгибает, а трехглавая разгибает).

    Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда — репетитор онлайн по биологии (ЕГЭ)

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector